http://ik.livejournal.com/86627.html
Пост наделал много шума. И я подумал, что следует разобраться в вопросе!
на фото Рафаэль Мукаев
-Вопрос по поводу этих ковров…
Ну, вообще, с чего возник этот конфликт? Наверное, человек не со зла поставил фотографию на которой изображены автомобили с коврами на крыше – это карачаевская свадьба – со своими обычаями и национальным колоритом! Если человек смотрит, нравится ему фотография, он берёт и пишет: Да, мне нравится фотография. Кому не нравится – может ничего не писать. Это в лучшем случае. Кто-то не со зла, вероятней всего, захотел пошутить. Но оскорблять традиции народа – никто не имеет права!
Откуда возникло такое понятие, как ковры? Как такового понятия «ковры» не существовало. Например, в древние времена, собиралась группа людей-всадников их могло быть 5-10 и более и ехали в другое селение. Вот ты видишь издалека, едет горстка всадников как понять воевать они едут или с добрыми намерениями?
Опознавательные знаки были?
Р.М. Ну, естественно. Поэтому когда ехали на праздник, например ехали за невестой, то украшали лошадей разноцветными платками и тканями, которые называются флагами (Байракъ). Впереди везли настоящие флаги с изображением тамги (фамильный герб) рода жениха и рода невесты. Потерять их считалось большим позором. Джигиты, сопровождающие невесту в дом жениха гарцевали на лошадях, пели песни, стреляли из ружей, то есть, максимально давали понять, что едут на радость, на свадьбу. Один из знаменосцев "ал атлы" отделялся от свадебной свиты и на всем скаку подъезжал к дому жениха с пением свадебной песни "Орайда". Он оповещал о скором прибытии невесты. С этого как бы всё и начиналось. А в результате, на сегодняшний день украшают автомобили коврами. Но при этом и цветами, конечно же.
- Насколько я понимаю, такая традиция – свадьба богатая. Её принято показывать. Не принято скрывать достаток, и поэтому это просто одна из традиций, как, например, после свадьбы дарить ковры гостям?
Р.М. Да, это такая традиция, которую мы сохранили. Чем больше машин – тем богаче считается свадьба. Каждый ковёр остаётся у владельца автомобиля на который он крепился. На самой красивой машине везут невесту и на этой машине самый яркий и дорогой ковер. И если раньше всадники сопровождающие невесту гарцевали на лошадях и пели песни, то сейчас друзья и родственники жениха также гарцуют на автомобилях под рев клаксонов, и зажигательной музыки. Это преобразование традиций. Как вот например: сейчас невеста одевает диадему, а раньше на Руси одевали кокошник.
- Это и фата по сути.
Р.М. Да, фата появилась 2000 лет назад в Риме. И её на Руси приняли только 150 лет назад.
01.
02.
03.
04.
-Хотелось бы узнать про самые красивые и самые древние традиции.
Р.М. Ну вот опять же, если говорить о коврах как о свадебных опознавательных знаках то необходимо сказать и о, так называемом, знамени. На карачаевском языке это БАЙРАКЪ. Да, слово «байракъ» вообще имеет несколько значений. То есть его можно использовать в разных значениях. Но если, предположим, как я вам говорил, всадники едут, держат палку и на ней висит «байракъ», то по ней определяют с какой целью едут. Или вот например сидят старики на сходе старейшин, как определить, кто из них старше? На папаху самого старшего повязывали зеленую ленточку. Это говорило о том, что среди них он главный.
- Можете рассказать ещё про свадебные традиции?
Р.М. Когда забирают невесту и начинает выезжать кортеж со двора невесты, то путь его преграждают поставив полное ведро воды. После того как возьмут выкуп освобождают дорогу кортежу при этом выливая воду на землю и желая новой семье жизни полной счастья. Также пока кортеж едет в дом жениха, то на всем протяжении движения кортеж останавливают люди становясь поперёк либо ставят поперек автомобиль. Вот человек выбежал и преграждает путь потому что это игра. Сказать: ребята, я попрошу за вас и за счастье молодых, а вы меня чем-нибудь одарите. Раньше калач или конфету давали. Сегодня дают деньги, кто-то бутылки даёт, кто во что горазд. Бывает едут два кортежа навстречу друг другу, и более дерзкие ребята, успевают из своего кортежа выскочить, и перегородить другому кортежу дорогу, взять у них деньги или подарки. Есть и такие удальцы.
Или вот, например, едет свадебный кортеж. Машины украшены коврами. А впереди скачут всадники в национальных костюмах на украшенных лошадях. Когда я играл свою свадьбу, ко мне приехали мои друзья из Москвы, которые до этого никогда не были на Кавказе. Я хотел показать им настоящую карачаевскую свадьбу и мы постарались так и сделать. Всем понравилось, многие после уже не раз побывали на Кавказе. И это приятно.
Или вот еще очень красивый обычай: в момент когда невесту представляют родственникам жениха ее голову покрывают платками. Звучит зажигательная лезгинка и ребята, чаще всего это профессиональные танцоры двигаясь в ритме этой зажигательной музыки вокруг невесты снимают один за другим платки, постепенно открывая невесту. После того как снимают последний платок и невеста остается в фате к ней один за другим подходят пожилые родственники жениха приветствуют ее в новом доме, обнимают и говорят пожелания. До этого невесту родители жениха не должны видеть, также как и родители невесты не видят до свадьбы жениха.
- Ну, людям просто действительно нужно научиться уважать традиции других народов.
Р.М. Все дело в воспитании. Воспитанный человек себе никогда не позволит оскорблять традиции других народов. А человек который себя, ну извините за выражение – распустил, ему не нужны ни традиции, ни своя история, не говоря уже об истории других народов. Мой педагог, Юрий Михайлович Авшаров, народный артист Российской Федерации, покойный ныне, говорил мне: Рафаэль, зритель, приходя к тебе на спектакль должен расти над собой, дотягиваясь, до уровня драматурга. Он говорил, что должна существовать планка, чтобы воспитывать, чтобы повышать уровень сознания.
В данном случае, я считаю, что людям стоит научится уважать незнакомые традиции.
Но когда начинают переходить эту грань, говорить, о том что вы знаете, вы есть такая национальность, ну вы дебилы, вот меня это начинает задевать. У меня есть мой мир, я же никому не навязываю его. Я не бегу не привязываю этот ковёр на твою машину. Вот например: матч – болельщики. Одни прыгают на своих машинах, флаги вешают. Ну, увидев человека, который подпрыгивает на Audi, забегает на крышу, что можно сказать? Неандерталец, питекантроп. Но этого никто не говорит – это его машина, что хочет, то и делает.
-И не оскорбляй других людей.
Р.М. Ну да, не надо оскорблять другие национальности. Это не говорит, что вот ты такой великолепный, а все остальные, понимаете…
Вот для меня есть чёткое понимание «В чужой монастырь со своим уставом не лезь». Если человек или группа молодых людей ведут себя по хамски, не как подобает, не как положено себя вести в Москве, нарушают общественный порядок – значит сотрудники полиции должны задержать, оштрафовать, посадить. Всё.
-У нас почему-то так не делают.
Р.М. Поэтому в данном случае, я ещё раз говорю, не надо видеть в людях врагов и так далее. Ищи позитив, негатив тебя всегда найдёт. Надо стараться создавать. От плохого бежать. Плохое само догонит, поверь. Жизнь она слишком коротка, чтобы тратить свои нервы на разбирательства, на скандалы и так далее. Я понимаю, все мы не идеальны. Ребята, создавайте, любите, уважайте. Надо научиться уважать друг друга.
- Ну, вообще да, я не буду спорить, я вообще считаю, что люди должны уважать друг друга, независимо от национальности.
Спасибо Рафаэлю, за возможность приоткрыть тайны традиций Кавказа. И нашему редактору Евгении за помощь с интервью
Journal information