olegfreedom (freedom) wrote,
olegfreedom
freedom

Как организовать экспедицию и найти спонсоров

Придумать концепцию поездки, написать презентацию, найти участников и спонсоров, поехать, собрать информацию, приехать домой, написать посты, собрать статистику и отчитаться перед партнерами. Вроде все просто. Но одновременно сложно. Я прошел через это пару раз. Приобрел кое-какой опыт. Я не стал после этого гуру. Но кое-какими мыслями могу поделиться.

Это снова Руслан unis, продолжаю вахтерить у Олега. Что нужно сделать, чтобы организовать блог-поездку (не обязательно автомобильную) и при этом не потратить ни рубля своих денег? Попробую расписать, на примере нашей экспедиции в Норвегию.

1. Придумать концепцию и маршрут поездки

Все начинается с этого. Можно, конечно, сказать "А поехали покатаемся до Таллина". Недалеко, дешево, сердито. Для первого раза может и хорошо. Мы так и поступили, наша первая коллективная блог-поездка была в столицу Эстонии. Но надо понимать, что это небольшой масштаб, это всего-лишь поездка выходного дня в город, про который уже много написано и рассказано. И строить большие планы с большими бюджетами здесь было бы глупо.

С Норвегией нам не пришлось мудрить. Сама страна настолько большая, красивая, желанная и не так сильно заезженная туристами ("благодаря" дороговизне товаров и услуг), что можно просто показать фотографии оттуда, и восторгов будет немало. Но мы пошли дальше.

Во-первых, окрестили поездку экспедицией, и постарались, чтобы в наших фотоотчетах из Норвегии было максимум полезной информации про эту страну не только для путешественников, но и для всех интересующихся. Какие там дороги, что нужно знать автомобилистам, как можно недорого переночевать в пути, сколько стоит топливо, почему оно такое дорогое, какие есть достопримечательности и как к ним проехать...


Во-вторых, мы поставили перед собой цель проехать по очень длинному маршруту (более 5700 километров) за 15 дней и при этом еще успеть посмотреть страну. Нам и френдам было интересно, что из этого выйдет. Кто-то говорил, что мы ничего не успеем посмотреть, а только гнать без остановки, а кто-то уверял, что все получится. В итоге, были правы и те, и другие :)

Ну и в-третьих, самое главное, придумали лозунг "Мы верим в Йети!". На этапе планирования и поездки под этим лозунгом шла речь о том, что мы верим в существование снежного человека и едем искать его в Норвегию, где он, предположительно, скрывался. Кстати, я в это не верю. Но сначала мы начали натыкаться на загадочные большие следы и клочки белой шерсти на кустах, а потом заметили само существо в лесу, которое от нас быстро скрылось! А уже в Швеции Йети сам вылез с нами знакомиться. Об этом всем писал наш самый наблюдательный участник экспедиции Оксана oksa_sun. Но в финале экспедиции мы раскрыли второй смысл лозунга. Мы верили не в снежного человека, а в автомобили SKODA Yeti, которые без проблем и с комфортом возили нас по такому длинному маршруту. Надо было отдать им должное, они это заслужили!

Детский сад, скажут некоторые из вас. Возможно, но без концепции не так интересно. В идеале она должна быть уникальная и придумана под основного спонсора с учетом целей и пунктов назначения в поездке. Я скажу больше: хорошая концепция может быть решающим фактором в поиске спонсоров, ведь им нужно доказать, что вы достойны их поддержки.

В концепцию можно также включить такие вещи, как название мероприятия (NorDWayExp, в нашем случае) и логотип. +20 к солидности и привлекательности :) Если ваш креатив пойдет дальше - еще лучше. Флаги, наклейки, открытки, флешмобы... поле для экспериментов обширное.


2. Наглядно оформить концепцию

Мы сделали презентацию в powerpoint. В нее включили следующие сведения:
- название, логотип и даты экспедиции
- краткое описание, самая суть
- описание идеи, названия и логотипа
- цели экспедиции
- список участников, адреса их блогов, фотографии, несколько строчек про каждого из них, количество подписчиков
- маршрут экспедиции
- обоснование того, почему именно в Норвегию и что там нас ожидает
- примерный охват читателей по постам
- статистика по прежним нашим поездкам
- подробности о том, какой рекламный эффект будет иметь экспедиция в итоге
- примеры размещения рекламы в постах
- цена вопроса участия спонсоров в экспедиции, а как же без этого. Мы разработали три пакета, но дали понять, что готовы на переговоры и индивидуальный подход
- отзывы рекламодателей
- контактные данные.

У нас получилась презентация на 22 страницы. Может быть много, хотя и прилично ужал ее в свое время. Но зато там есть самое главное. А остальное решали в переписке по имейлу, соц. сетям и по телефону. Для чего презентация? Ну, в первую очередь, для спонсоров. Удобно: созвонился, скинул им презентацию, и дальше решаешь уже попутно возникающие вопросы. Экономия времени на переговорах. Еще презентация пригодится в поиске участников, можно по ним сделать рассылку. Плюс ко всему, написание такой презентации помогает организатору привести мысли и идеи в порядок. Если что-то изменилось, то вносил изменения. Ну и для истории будет полезным :) Кстати, кому интересно - можете скачать презентацию для изучения.


3. Найти единомышленников и участников

Казалось бы, если есть интересный проект, то в желающих поучаствовать отбою не будет. Это да, но только если не идет речь о двухнедельной экспедиции в Норвегию :) Надо найти людей, которые соответствуют следующим критериям:
- тысячник и интересно пишет
- свободен на сроки проведения экспедиции
- есть загранпаспорт и шенгенская виза

В первом посте на вахте я писал о том, как мы подбирали участников экспедиции. Вроде все уже решили, я спокоен, и тут кто-то пишет, что не отпустили с работы. Или за неделю до поездки стало известно, что не успевают сделать визу. А человек, который был готов поехать еще неделю назад, но не попал в заветный список, успел купил билеты на другое направление. Все это было. Надо быть готовым к этому.

Может возникнуть соблазн делегировать кое-какие роли участникам, ну или другим не шибко заинтересованным людям. Но надо удержаться от этого соблазна, или хотя бы не доверять на 100%, а держать все на контроле. Я как-то слишком доверился одному человеку, который обещал мне машины на поездку, а за неделю до тура выяснилось, что машин не будет и он вообще как бы ни при чем. Пришлось тогда тоже побегать, поездка была на грани срыва. Но может быть и обратная ситуация. В эстонском туре мне здорово помогла Оксана oksa_sun, тогда я даже не ожидал такой инициативы. Ну а норвежскую экспедицию мы готовили и проводили уже совместными усилиями, тут без нее ничего бы не вышло. С другими коллегами в экспедиции тоже повезло: Антон anton_petrus отличный штурман и собеседник (а еще он умеет строчить посты прямо в машине на ходу) и проверенный в прежних поездках опытный водитель Миша samiznaetekto.


4. Найти спонсоров и партнеров

Этот пункт в организации поездки может быть как самым простым, так и самым сложным. Здесь, как многие догадываются, очень помогают связи, знакомства и контакты. Если есть успешный опыт работы с брендами и компаниями, то поиск спонсора может свестись к паре телефонных звонков или электронных писем. А бывает наоборот, когда приходится днями висеть на телефоне в переговорах или перед компьютеров в рассылке презентации и переписке. Если нет опыта и знакомств, то надо с чего-то начинать. Сначала поездка за свой счет, чтобы расчитать силы. Потом найти 2-3 спонсоров с малым бюджетом, ссылаясь на прежний опыт и охват. Я их нашел, сделав рассылку по партнерам моего блога. Автомобили дала компания, у которой я брал их на выходные, чтобы написать тест-драйв, десятку дала школа экстремального вождения, с которой я познакомился на одном тест-драйве, а остальное профинансировал уже известный многим Hotellook. Ну а дальше можно по нарастающей, если все будет идти нормально. Это как у фотографов. Есть портфолио и отзывы - будет что показывать, будет сарафанное радио, будут заказы. Так и здесь: есть успешно реализованный проект - можно расчитывать на что-то солидное.

В общении со спонсорами и рекламными агентствами лучше дать среднюю цифру, а не преувеличить. А то может получиться так, что в попытке убедить можно наобещать золотые горы (в данном случае горы просмотров), а на деле выйдет меньше. Мы пообещали 200.000 просмотров всех материалов по результатам экспедиции, но в итоге перевыполнили план более чем в 2,5 раза. Согласитесь, этот факт для рекламодателя должен быть приятным. Тут можно применить хитрость в виде привлечения информационных партнеров, у которых можно разместить свои публикации и приплюсовать их аудиторию. Треть наших просмотров по Норвегии - это информационные партнеры. А партнерам профит в виде упоминаний их в публикациях на наших площадках.

И вот еще какой вывод я сделал. Лучше договориться с 1-2 крупными, чем с 5-10 мелкими. Бюджет может быть одним и тем же, а объем работы в разы отличается. Помню, хватались за любую возможность, когда думали, что бюджета экспедиции не хватит на дорогую Норвегию. В результате от двух партнеров отказались из-за невыгодных условий работы. Если интересно - расскажу историю каждого случая, но не тут. А по факту бюджет нашего генерального спонсора в лице компании SKODA покрыл около 90% всех расходов.

И да, договаривайтесь с каждым партнером отдельно о том, как он видит свой продукт или услугу в поездке. Кому-то достаточно нескольких упоминаний на фотографиях, кто-то хочет ссылки в тексте постов, а кто-то все и сразу. С последними надо общаться особенно деликатно, объяснять, что так не делается и это все испортит. Если не заключаете договоры, то хотя бы зафиксируйте договоренность текстом в социальных сетях, чтобы к ним можно было обратиться при необходимости.


5. Съездить

И вот, самое приятное. В самом путешествии можно расслабиться и получать удовольствие. Но не на всю катушку, в меру. Вы ведь организатор. Надо помнить, что впереди обязательства перед партнерами. А это значит, что надо:
- придумывать посты на ходу и готовить под них материал (фотографии. текст, факты). Про факты и тексты особо отмечу, записывайте любую мало-мальски интересную мелочь, потом пригодится в написании постов.
- делать побольше фотографий на камеру, чтобы было достаточно материала для постов о самом путешествии
- делать фотографии в соц. сети
- стараться писать посты в пути (например, перед сном). У нас это были небольшие посты в формате путевых заметок
- не забывать про спонсоров в пути, делать фотографии объектов, которые даны в путь партнерами, вставлять описание и хэштеги партнеров.

Кроме всего этого у меня были заботы о бюджете экспедиции. Собирал чеки, каждый вечер суммировал расходы и заносил в файлик. Очень наглядно потом видно, что и куда ушло. А вот с регистраторами вышел косяк, я не подключил их и в итоге не получилось видео в движении. Пришлось дополнительно отдуваться и писать обзоры. Надо быть предусмотрительнее и думать на много дней, недель и месяцев вперед.


6. Написать посты

Время собирать камни! Писать посты, чтобы они были интересными и посещаемыми. А еще разносторонними, ибо одними стандартными фотоотчетами лучше не ограничиваться. В нашем случае, кроме красивых фотографий, мы писали про дороги, жилье, достопримечательности, цены и саму страну.

В написании постов из поездок у меня годами выработалась определенная система. Сначала я делаю пост-тизер или анонс, где пишу, что за поездка предстоит, куда, с кем, каким маршрутом и при поддержке каких спонсоров. Если есть спонсоры (не самостоятельная), то рисуем под это дело баннер с упоминанием спонсоров. Анонсов можно сделать несколько, смотря какого масштаба событие. Всех участников экспедиции я тоже прошу делать анонсы с баннером, но со своим текстом. Далее, по возможности пишем посты в пути. По возвращению, мы делаем пост-анонсы, где подводим краткие итоги по поездке. А я свой пост-анонс потом превращаю в сборный пост, где собираю в кучу все посты всех участников о поездке. Вот так, например, выглядит сборный пост по норвежской экспедиции. А еще такой пост помогает посчитать статистику и отчитаться перед партнерами. Ну и упрощает навигацию для читателей, конечно.

В рекламе партнеров нужно знать меру. С одной стороны реклама должна не мешать и не раздражать при чтении постов, с другой упоминать их так, чтобы было заметно. Тут вариантов уйма. Мы, как обычно принято, вставляем под постом блок со списком спонсоров и описанием их продукта или услуги. В блоке нужно делать активные ссылки на их сайты. Но этого, обычно, недостаточно. С автомобилями проще всего, они во всех постах мелькают на фотографиях. Плюс я, традиционно, пишу пост в формате тест-драйва автомобиля. Если же это устройство, то, соотвественно, обзор устройства. Вполне распространенная практика в ЖЖ даже вне таких поездок. Что-то удается упоминать в контексте постов в пути, как автомобили. В целом, как я сказал выше, нужен индивидуальный подход к каждому партнеру. И подход должен быть в рамках разумного, чтобы не превратить фотоотчеты в новогоднюю елку из логотипов и ссылок.


7. Собрать статистику и отчитаться

Про этот пункт, как мне кажется, многие забывают или просто не делают. Сотрудники компаний сами могут попросить статистику просмотров постов о поездке, но могут и не сделать этого. В любом случае, стоит собрать статистику и послать ее до того, как им придет в голову попросить это. Поверьте, это никогда не будет лишним. Даже если статистика им не нужна, но они будут благодарны за цифры, и это будет вашим плюсом в их глазах. Вообще, в этом непростом деле организованность и исполнительность - два очень важных качества человека, ведущего такой проект.

Итого

Это далеко не все ответы на вопросы, которые могут возникнуть во время планирования, подготовки и проведения поездки со спонсорами. Уверен, что в следующей поездке будет по-другому, ведь это будет другая концепция, другая страна, другие партнеры и обязательства. Но прежний опыт все равно помогает в решении будущих задач. Надеюсь, мои советы хоть кому-то будут полезны. Если остались вопросы - пишите здесь, постараюсь ответить. И обязательно добавьте мой блог во френды, я буду рассказывать не только о местах, где я побывал и которые увидел, но и как было организовано и проведено мероприятие. Например, со следующей недели начну писать про тур, в который нас пригласили бельгийские пивовары, было очень круто!



Tags: вахтер
Subscribe
promo freedom april 10, 2015 13:38 255
Buy for 200 tokens
...Откровенно говоря, я уже был уверен, что все сроки давности по судебным заявлениям давно прошли... Как вдруг оказался в Кущевке. Не буду вновь описывать эту прекрасную историю, уже рассказанную подробно в конце первой части книги. Скажу только одно. Почему в этой истории с задержанием, с…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 101 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →