olegfreedom (freedom) wrote,
olegfreedom
freedom

«Мистраль» как столетний «Решадие»: удивительная историческая аналогия

Отказ Франции передавать России корабль-вертолетоносец «Мистраль» напомнил историю столетней давности. Великобритания и Османская империя не поделили два дредноута накануне Первой мировой войны.

Прочитал интересную статью от «Газеты.Ru» о подробностях этого исторического эпизода - и спешу поделиться с вами!

Перед началом Первой мировой войны в Европе оставалось государство, которому о светлом будущем думать не приходилось. Османская империя к тому времени уже полностью отдала себя на откуп иностранным концессиям. Империя теряла земли, которые некогда обуславливали ее статус одной из мировых держав. Сначала предприимчивый Мухаммад Али вывел из-под контроля османов Египет, затем им пришлось уступить Алжир, Тунис, а впоследствии и Ливию.






Одним из последних ударов по престижу Османской империи стали две Балканские войны, в результате которых турки потеряли большую часть своих европейских владений. Это заставило задуматься их не столько об экономическом состоянии своей державы, сколько о необходимости модернизации своей армии. Особенно беспокоила османов ситуация в Эгейском море — Греция, некогда бывшая частью империи, теперь являлась одним из главных противников.

Греки начали покупать у Италии, отнявшей у Османской империи Ливию, современные корабли. Это насторожило султана Абдул-Хамида II. Меры были приняты масштабные — посредством механизма государственного займа с населения были собраны колоссальные средства, которые было решено пустить на строительство двух супердредноутов.

Тогда дредноуты — артиллерийские военные корабли, оснащенные по схеме all-big-gun, считались одним из залогов успешных военных действий на море.

Несмотря на то что строительством были готовы заняться дружественные османам представители немецкого концерна «Крупп», турки предпочли воспользоваться услугами британских компаний Vickers и Armstrong Whitworth. После поражения в первой из Балканских войн Турция вновь оказалась неплатежеспособной. Поэтому Armstrong Whitworth строительство дредноута заморозили, а затем корабль и вовсе пустили на металлолом. А вот в Vickers строительство решили не останавливать, дождавшись-таки османских платежей.

Но Турция никак не могла расстаться с мечтами о втором дредноуте. И случай его получить внезапно подвернулся. Оказалось, что еще с 1910 года Бразилия строила Rio de Janeiro — самый длинный дредноут в мире, который должен был помочь ей противостоять Аргентине. Да только деньги закончились довольно быстро — на корабль не успели даже поставить пушки, и было принято решение продать дредноут. И сделать это подороже.

Османы взяли под покупку Rio de Janeiro колоссальный кредит у Франции.

Вскоре дредноут был переименован в Sultan Osman I в честь основателя Османской империи. Его перегнали в Великобританию, где корабль должны были оснастить орудиями. Неподалеку от этих мест компания Vickers завершала строительство дредноута «Решадие» (Reşadiye). В середине июля 1914 года из Турции прибыли экипажи этих кораблей, которым предстояло пройти обучение, а затем перегнать дредноуты обратно.

Однако первый лорд Адмиралтейства Уинстон Черчилль этого не допустил — он объявил о том, что корабли реквизируются в пользу Великобритании.

Турки были вынуждены уплыть ни с чем, им не пообещали даже компенсации. А в качестве причины отказа передачи кораблей была названа разгорающаяся в Европе война. Многие считают, что причиной для отказа стала полученная британской разведкой информация о заключенном 2 августа 1914 года пакте между Германией и Османской империй. Но существует и мнение, что османы вполне могли остаться как минимум вне блока Центральных держав, если бы Великобритания все-таки выполнила свои обещания.

Источник

Что думаете? Есть историческая аналогия?


Tags: сми, статья
Subscribe
promo freedom april 10, 2015 13:38 247
Buy for 200 tokens
...Откровенно говоря, я уже был уверен, что все сроки давности по судебным заявлениям давно прошли... Как вдруг оказался в Кущевке. Не буду вновь описывать эту прекрасную историю, уже рассказанную подробно в конце первой части книги. Скажу только одно. Почему в этой истории с задержанием, с…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments