Именно в такой атмосфере и родился Даши Намдаков – российский скульптор, график и ювелир. Его работы хранятся в фондах Государственного Эрмитажа, Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге, Музее искусства народов Востока, в музеях многих стран мира. Скульптурами Даши обладают такие известные люди, как Герхард Шредер, звезда кантри-музыки Вилли Нельсон, актриса Ума Турман, Владимир Путин.
Это новая история от проекта "Страна Мечты" strana_mechta - и мы рады рассказать её вам!
Бурятский скульптор покорил мир, отразив в своих работах культуру Востока: степные всадники с раскосыми глазами, шаманы, ламы, неизвестные животные и т.д. Все это Намдаков обволок в невероятно мягкие, плавные формы. Сегодня Даши творит, черпая силы из любви к родной природе, своему народу. Но так было не всегда.
С детства он был не как все: «Все мечтали быть космонавтами, а я, как всегда, о чем-то другом. На самом деле я мечтал быть скульптором, хотя еще даже не знал, что существует такой термин». Но, как и многим творческим личностям, Намдакову пришлось столкнуться с системой. В деревне, где жил Даши, не было средней школы, и ему пришлось перебраться в интернат. Мир сузился до элементарных правил, жестких и для всех одинаковых: «У меня был полноценный богатый мир, просто гигантский, который был насыщен всевозможными духами, животными, существами. И когда я пошел в школу, мне сказали: “Весь мир вмещается в этот лист, всё остальное выбрось из головы. Это твое больное воображение”. И мир ужался в этот лист. Всю свою жизнь Даши пытался преодолеть границы этого листа, тянулся к форме и объему.
А педагоги требовали от учеников и действий, и рисунков как под копирку: все рисуют яблоко – и ты тоже. Сложная композиция произведений Намдакова была никому не нужна. Остро чувствующий несправедливость подросток, отказался изображать в своих работах то же, что и все, - без малого не остался на второй год из-за неуспеваемости по рисованию.
Но творческую личность мучили не только душевные переживания, но и вполне реальные физические боли: у Даши были серьезные проблемы с желудком. Намдаков перенес четыре операции, медики перепробовали все методы лечения, но улучшений не было. Тогда родители – буддисты – обратились за помощью к шаманке, несмотря на отрицание религией подобных мер. Обряд помог мальчику и избавил его от болей.
Шаманка сказала Намдакову, что недугом он расплачивался за разрыв с природой. Эти слова легли в основу размышлений скульптора о язычестве, силе стихий, о родном народе. Все работы Даши тесным образом переплетаются с миром легенд и мифов.
Потом был Красноярский художественный институт: «У меня были проблемы с гуманитарными дисциплинами, больше мне удавались точные науки. К тому же мой преподаватель посчитал, что институт может подавить мою индивидуальность, и посоветовал закончить обучение экстерном». И в начале 90-х – не самое спокойное время - Намдаков переезжает в Улан-Удэ.
Он уже не мальчик, а мужчина, с женой и сыном, а семью нужно кормить. Работа «для души» отошла на второй план. Даши открыл маленькую ювелирную мастерскую, стилизовывал украшения под находки из древних курганов и продавал. Работы, кстати, имели успех. Когда же бытовые проблемы оттступили, появилось время и для скульптуры. За несколько лет труда Намдакову удалось создать целую коллекцию произведений.
Первая персональная выставка Даши состоялась в Иркутском художественном музее 16 февраля 2000 года. В этот день Намдакову исполнилось 33.
Проснулся скульптор если не богатым, то уж точно знаменитым. Желающих увидеть работы было море – коллекцию раскупили. Затем последовало приглашение приехать с произведениями в Москву, о мастере заговорили в столице. В 2003 году его попросили устроить выставку в Екатеринбурге, во время саммита, в котором принимали участие Президент России Владимир Путин и канцлер Германии Герхард Шредер.
Сегодня скульптор живет в Москве, но домой – в Бурятию – ездит часто: там остались родители и культура родного народа. Дети же растут уже в другой среде, из-за чего Даши сильно переживает: «Я застал уже закат этой цивилизации, которую очень сложно, почти невозможно вернуть. Для этого должно произойти чудо. Жизнь меняется на глазах, и хотя многие изменения — благо, что-то важное безвозвратно утрачивается. Детям уже не объяснить, как можно ощущать свою связь с природой, быть с ней в гармонии…»
Свою же гармонию с природой скульптор продолжает выражать в необыкновенных по своим формам работах. Даши Намдаков, безусловно, уже давно вышел за границы того самого листа, рамки которого так огорчили его в детстве.
История найдена Анной Бураковой.
Материал подготовлен Ксенией Дагаевой. Спасибо!
Присылайте ваши истории к нам в сообщество!
Journal information