olegfreedom (freedom) wrote,
olegfreedom
freedom

Category:

Английский язык: практические советы для тех, кому надоело его учить!

Про то, как учить английский язык, написано огромное количество статей, книг и, конечно, постов :) Но самый ценный опыт, разумеется, тот – который ты прошел сам. Немного предыстории, чтобы Вам было понятно, откуда растут ноги полученных знаний, а затем – практическая часть.

Центр изучения английского языка в моей жизни появился после того, как мы с коллегами облажались на международной книжной выставке-ярмарке во Франкфурте. Тогда я была главным редактором в одном новорожденном издательстве, которое мы и отправились представлять.

Уж не знаю, почему так вышло, но в Германию наша команда приехала с переводчицей, владеющей русским и немецким языками. Что, как вы сами понимаете, нам мало помогло на мировой арене – на выставку-то съехались совсем даже не немцы :) К концу трехдневной ярмарки всех присутствующих озарило мрачное и безнадежное открытие: без английского хреново. Придется учить. Блин.

«Блин» - потому что, конечно же, делать этого совсем не хотелось. Ну ведь почти всем известно, что учить его – нудно и противно, и занимает кучу времени, и еще там какая-то куча времен, да еще и произношение, которое могут освоить только актеры пластической драмы (поверните язык под углом 45 градусов, затем подвиньте на два миллиметра влево, плотно сожмите зубы – и тогда у вас получится красивый и правильный «английский» звук! Все просто!)



Сама я в школе учила немецкий, и считала, что мне крупно повезло. Потому что те одноклассники, которые постигали инглиш, после одиннадцатого класса вышли не только с базовыми знаниями, но и с фундаментальной ненавистью к языку – уж больно свирепая у них была «англичанка». Памятуя об их не самом удачном опыте, хотелось не наступать на эти грабли и учить язык с удовольствием: чтобы с шутками и прибаутками, позитивом, а главное – быстро. Ни у кого нет желания тратить на изучение языка вечность, особенно в мегаполисах, когда каждая минута бывает на счету.

После не особо удачных попыток разговора с помощью междометий и трех слов на немецком (которые по какой-то счастливой случайности все же запомнились со школьной программы), стимул к изучению английского появился. (Кстати, и по сей день наблюдаю за сезонностью прихода к нам учеников: самый активный всплеск идет после поездок за границу во времена массовых отпусков: новогодних, майских, августовских… Студенты приходят красные не только от загара, но еще и от стыда. Впрочем, если человек не закрепляет души прекрасные порывы на практике, то через какое-то время стыд успешно угасает до следующего отпуска :)))



В моем случае внутренний стимул вылился в активный поиск школы, которая помогла бы в реализации задуманного. Но… Разведка боем не принесла ничего, кроме разочарования. Было много красивых вывесок, красивых слов и еще более красивых учебников… И после каждого пройденного пробного урока – только один вопрос: ЗАЧЕМ давать столько лишней информации? Информации, которая убивает твое время, информации, которая привносит в голову хаос, информации, которая дает ощущение легкой безысходности… Безысходности от того, что на освоение только одной-единственной ступени первого уровня тебе потребуется минимум 4-6 месяцев…

Опуская подробности, скажу, что лишь обойдя около 20 школ, нашла методику, которая откликнулась в душе чем-то светлым. И то сначала восприняла ее в штыки: разве это возможно, чтобы за 15 занятий человек научился читать, переводить и рассмотрел многообразие грамматики? Впрочем, изобретателей методики – российских ученых-лингвистов – мое недоверие не смутило. Они привыкли, что большинство людей именно так и реагирует. Больше двух десятилетий ученые пытались продвинуть этот метод в школах и институтах. И – безуспешно.

Наша встреча оказалась судьбоносной. Уже задолго до нее я для себя решила, что надо делать свой лингвистический центр. С благословения ученых, которые были рады, что их метод обретет новую жизнь, появился наш центр ускоренного изучения английского языка «Speak English!» .

Он создавался с нуля, и это было очень созвучно с моими нулевыми английскими знаниями :-) Взяв за основу метод, предложенный учеными, мы с собранной по крупицам командой педагогов, психологов и носителей языка создали систему ускоренного обучения. В ней 4 курса, каждый курс длится 1 месяц. Этакая пятилетка за три дня.

Сейчас нам шесть лет, и все, что мне на данный момент известно в английском, получено практическим путем. Все методы – от скорочтения и запоминания новых слов до постановки произношения и преодоления языковых барьеров – были испытаны на мне, как на подопытном кролике. С тех пор имею полное право говорить тем, кто сомневается в своих силах: «Ребята, ну уж даже если МНЕЕЕЕ помогло…» :-)



Наш метод изучения английского – ни разу не панацея. На свете есть куча, КУЧА разных способов, как выучить инглиш – и с помощью каждого из них страждущие постигают этот интересный язык. Более того, если Вы четко для себя решите, что язык Вам нужен, и хоть трава не расти, Вы его выучите сами, вообще без чьей-либо помощи.

Но за годы нашей работы все же скопилось немало интересных знаний, которые помогают облегчить постижение английского. О некоторых из них мы сейчас и поговорим…

ДРОБЛЕНИЕ МОЖНО ВСТРЕТИТЬ НЕ ТОЛЬКО НА МАТЕМАТИКЕ

Как обычно начинается изучение языка? Представим в образах.
Вот вы подходите к огромному бескрайнему полю с тысячей пшеничных колосков. Куда ни кинь взгляд – везде эти колоски-колоски-колоски… И все такое похожее, и все такое необъятное… А что с этим делать – нипаняяятна.

Классическая методика предлагает ударно-трудовой подход: сразу и молотить, и муку молоть, и землю вскапывать для новых посевов, и тесто месить, и хлеб печь. И все – в одно и то же время.

То есть, в переводе уже на «английские» понятия – сразу и читать, и говорить, и писать, и грамматику в поте лица учить, и речь на слух воспринимать… В общем, у нормального гражданина от такого количества новых и пока еще совершенно непонятных навыков едет крыша. А вот ученые, открытия которых легли в основу нашей системы, предложили другой, более приятный способ погружения в язык: раздробить задачи на этапы. Не хвататься за все сразу, чтобы не надорваться.

Самое простое в языке – это чтение. Когда ты читаешь, язык становится ближе и роднее, а глаз воспринимает большое количество новых слов и грамматических оборотов, которые ненавязчиво откладываются в голове. Кстати, за несколько лет мне встретилось не больше десяти преподавателей, которые дошли за свою многолетнюю практику до понимания этой же вещи – что через чтение ученик получает весомый результат за небольшой отрезок времени.

Прочитаете надписи на ковриках? ;)))



Еще одно открытие ученых – читать текст нужно быстро. Быстробыстробыстро!!! Потому что когда мы стараемся читать со скоростью пулеметной очереди, наш мозг начинает работать в несколько ином режиме – впадает в так называемое состояние позитивного стресса. То есть, начинает просыпаться от спячки и воспринимает гораздо большее количество информации.

Если вы учите/собираетесь учить язык самостоятельно, возьмите себе за правило читать хотя бы один небольшой текстик в день. И разбирать его со словарем. В идеале – если под рукой есть озвученный вариант этого текста (чтобы вы могли подражать произношению). Вам в этом могут помочь иностранные новостные сайты – там обычно дается ссылка на видео, а под ним идет напечатанный текст.

Кстати, даже если вы пока еще плохо представляете, как это можно читать, если нет навыка, вспомните пример детей. Как они учатся говорить? Слушают взрослых и подражают им. На первых порах мы да, как дети – учимся подражать. Потом уже приходит осознание смысла, а чего же это мы там такого наподражали :)

Если с правилами чтения вы уже более или менее знакомы, рекомендую книги по методу Ильи Франка. Их можно купить в практически любом крупном книжном магазине в разделе иностранных языков. Это художественная литература – произведения разных авторов на английском. На листе сначала идет текст с вкраплениями русского перевода, а затем этот же текст – но уже только на английском. (Кстати, по этому методу издано много книг и на других языках).

И – очень важно! – читайте вслух!!! Найдите для себя 10-15 минут в день, чтобы просто сесть и протараторить отрывок текста. Сами вскоре почувствуете, как фразы остаются в сознании, как они крутятся в голове… Иногда даже снятся ;)

Из текстов максимально наглядно видна вся грамматика языка. Вы не учите ее в виде занудных правил – вы сталкиваетесь с ней на живых примерах. И еще одна вещь, на которую нужно обратить внимание сразу при знакомстве с языком – это структура языка.

Потому что в английском, на самом-то деле, все математически четко: подлежащее, сказуемое, дополнительные члены предложения. Ты не скажешь по-английски: «Мне нравится Олег Бармин. Олег Бармин мне нравится. Олег Бармин нравится мне». Тут уж, звиняйте, только один вариант: «I like Mr. Oleg Barmin» - и никаких перевыподвыпертов. Шаг влево от структуры – и англоговорящая общественность тут же поймет, что по вам плачет школа.

Примерно вот так:



И такие жесткие правила в построении языка нам только на руку. Освоил структуру предложения один раз – и потом уже просто мысленно нанизываешь слова, как ниточки на бусинку, в правильном порядке. Ну а скорость «нанизывания» слов, разумеется, увеличивается с практикой.

КАК ВЫУЧИТЬ ВЕСЬ ОКСФОРДСКИЙ СЛОВАРЬ

Богатым ваш язык становится тогда, когда вы накапливаете словарный запас, который переваливает за количество фраз Эллочки Людоедки. Да, конечно за границей можно общаться на двух-трех выражениях. У нас была одна ученица, которая сама не понимала, зачем пришла на курсы. Она охотно делилась с каждым, кто соглашался ее слушать: «Ну вообще-то мне английский за границей и не нужен особо. Там же всегда есть наши – они помогают. Если мне что-то нужно, я встаю посреди улицы, поднимаю руку и громко кричу: «Эй, есть здесь кто-нибудь русский?» И обязательно кто-нибудь находится!»

Но если это – таки не ваш вариант, встает вопрос, как учить слова, чтобы не истязать свой мозг и память. На которую практически все всегда жалуются.

Способов, опять же, масса. Мне лично импонирует один из методов, который активно используется на наших занятиях: ассоциативное запоминание слов.

Если вкратце, суть такова:
Вы берете какую-то смешную ассоциацию и «привязываете» ее к слову, которое надо запомнить. Например, ладонь – это palm [па : м]. Напоминает слово «пальма». Можно представить, что у вас на ладони лежит пальмовый лист (ну или целая пальма, чего уж там мелочиться…). Появился в голове образ?
Так вы связали понятия «Пальма на ладони»: palm = ладонь.

Или еще одно слово на тему частей тела: запястье – wrist [rist]. Похоже на рис. Представьте, что у вас на запястье болтается браслетик из риса. Wrist = запястье.

Таким образом можно запоминать огромное количество слов, и причем делать это с удовольствием, превращая процесс в игру. Очень много на эту тему есть у Самвэла Гарибяна. Он не единственный, кто предлагает осваивать новые знания, используя ассоциации, но подает он все это очень просто, легко и с юмором.

Вот ссылка на его страничку с ассоциативным словарем и примерами из него: http://www.samvel.ru/stp/flash/



Кстати, если вы вникните в принцип действия метода ассоциаций, то никакие словари вам уже и не понадобятся – будете сами лепить свои шедевры прям на ходу. Ой, держись, Оксфордский словарь!!!

НЕМНОЖКО О ПОЗИТИВНОМ НАСТРОЕ

Маленький тест. Как вы думаете, у кого больше шансов овладеть иностранным языком: у того, кто постоянно недоволен своими результатами и каждый день награждает себя маленькой пилюлькой самобичевания, или же у того, кто умудряется себя похвалить даже за самый незначительный успех?

У нас в центре постоянно вижу обе категории учеников.
Всегда удивительно: те, которые изо всех сил цепляются за негатив, вообще в упор не видят своих результатов. Преподаватель там уже готов лопнуть от гордости за такого талантливого ученика, а этот самый ученик ВООБЩЕ не видит, что у него что-то поменялось. «Неее, ну вроооде все нормаааально конееечно… Но… Но что-то маловато…» Это «маловато», кстати, встречается время от времени у всех. Но, как говорится, у всех бывает, да не у всех проходит.

А вторая категория – придут может вообще с нулевым знанием, сидят аки агнцы Божии и просто потихоньку усваивают знания… Не забывают РАДОВАТЬСЯ тому, что сегодня они знают уже на одно слово больше, чем вчера… И знаете, в конце курса их результат в 95% случаев бывает ЛУЧШЕ, чем у пессимистично настроенных коллег по цеху.

Впрочем, этот принцип применим ко всем областям. Чтобы вы ни делали в жизни, чем бы ни занимались – английским, китайским, разведением крокозябликов или выведением новой породы моли – не забывайте себя хвалить за успехи.

Помните наше поле с виртуальной пшеницей? Небрежным отношением к своему труду и постоянным недовольством собой вы просто вытаптываете ваш урожай.
А когда с любовью собираете колосок к колоску, получаются красивые букетики – почти ФанФан :)

Вахтер и сторож пшеничного поля, Надежда Герасимова, «Speak English!» .

Если у вас есть вопросы по изучению английского, задавайте в комментариях, буду рада принести вам пользу :)

Tags: вахтер
Subscribe
promo freedom april 10, 2015 13:38 247
Buy for 200 tokens
...Откровенно говоря, я уже был уверен, что все сроки давности по судебным заявлениям давно прошли... Как вдруг оказался в Кущевке. Не буду вновь описывать эту прекрасную историю, уже рассказанную подробно в конце первой части книги. Скажу только одно. Почему в этой истории с задержанием, с…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 48 comments